Mobile in medicine
Использование мобильных устройств врачами
Оглянуться не успели, как мобильный трафик превзошел и десктопный, и, еще недавно такой многообещающий, планшетный. Впрочем, это в среднем по больнице. А как обстоит ситуация в использовании устройств отдельно взятым сегментом аудитории — врачами? Давайте разбираться.
Рhone sapiens
Телефон уже давно не просто телефон, а полноценный компьютер — умный, красивый, компактный друг и помощник, который может даже поговорить с тобой приятным женским голосом. Неудивителен космический рост мобильного трафика в последние годы. По данным Mediascope, 76% аудитории Рунета уже распробовали все прелести мобильного интернета (весной 2017 — 70%).

Врачей общий тренд не обошел стороной: по данным Ipsos в 2017 году более половины аудитории врачей также признались в использовании смартфонов для интернет-серфинга.

При этом и в обращении к профессиональной информации, врачи чаще прибегают к помощи смартфонов: мобильный трафик медицинского портала medvestnik.ru составил 42,4% всех визитов в 2017г., практически сравнявшись с десктопным.
Распределение визитов пользователей портала Medvestnik.ru по типам устройств*
От Москвы до самых до окраин
В среднем по больнице, картина понятная, в частностях, однако, она получается чуть менее мобильной и чуть более разнообразной. Например, видоизменяется от страны к стране, от региона к региону. Несмотря на то, что medvestnik.ru портал российского врача, среди его постоянных читателей есть врачи из Украины, Беларуси, Казахстана и т.д. А в отдельно взятой России мобильный трафик составляет уже не 42,4%, а 40%. Незначительно, но меньше.
Распределение визитов врачей по типам устройств по регионам РФ, Янв-Дек 2017*
А теперь присмотримся к регионам. В Москве, конечно, мобильных врачей больше, чем в среднем — 51%. Но это не предел.
Самыми «мобильными» регионами оказались Краснодарский край и Республика Башкортостан — 56% и 54% мобильного трафика соответственно.
При этом врачи Пермского края предпочитают обращаться за профессиональной информацией, наоборот, с компьютеров — здесь мобильный трафик составляет лишь 22%.

Отмечу и использование планшетов. Слухи о распространенности планшетов среди врачей несколько преувеличены. Возможно, у каждого врача и есть по iPad'у, но пользуются ими для поиска практической информации только 7-8% специалистов. При этом столичные врачи совсем не жалуют планшеты — используют только в 2% случаев.
Роботы и яблоки
К слову про iPad'ы, давайте посмотрим какие именно мобильные устройства используют врачи. Бесспорные лидеры среди врачей — смартфоны Apple (29%) и Samsung (21%). При этом популярность набирают Xiaomi, доля которых за год выросла с 0,9% до 5,1%.
Распределение визитов по брендам мобильных устройств, исключая планшеты, 2017г.*
Распределяются предпочтения по регионам тоже неравномерно, 16% всего мобильного яблочного трафика приходится на Москву и область, на Питер только 3%, а замыкает тройку поклонников iPhone — Краснодарский край (2,13% устройств). К поклонникам Apple, кстати, можно отнести большинство регионов. Лишь в некоторых преобладает Samsung, например, в Башкортостане, Иркутской области, Приморском крае и Томской области.
Mind the gap
Как видим, на врачей распространяются общие тренды диджитализации (ужасное слово), однако в отношении поиска профессиональной информации происходит это не столь быстро и равномерно. В любом случае, тренды стоит учитывать при выборе каналов коммуникации и адаптации профессионального контента под различные устройства. Несколько советов, о том, как именно это делать:

  1. Первое и самое очевидное: сайты для врачебной аудитории (как и для любой другой) должны быть обязательно адаптированы под мобильные устройства. Поисковые системы уже давно отдают предпочтение таким ресурсам и минимизируют десктопные. Хотите, чтобы ваша информация дошла до адресатов — размещайте её на площадках, удобных для просмотра со смартфонов, в противном случае вы рискуете потерять 40-50% потенциальной аудитории.
  2. В рекламных инструментах, любых, пора окончательно распрощаться с Flash, в интерактивных элементах, промо-сайтах, видео, баннерах, везде. Серьёзно, забудьте. Как это сделал Стив Джобс еще в 2010 году, и Facebook в 2015, и Youtube, и сам Adobe в конце концов.
  3. Роль планшетов в доступе врачей к профессиональной информации переоценена, особенно в Москве. К слову, доля iPad в мобильных устройствах в 2017 по сравнению с 2016 упала с 12% до 7%, а Samsung с 5% до 3%*. Перспективы создания контентных приложений для планшетов не выглядят воодушевляющими, что однако не отменяет использования tablet в проведении очных презентаций.
  4. PDF-версии печатных публикаций также пора заменять на электронные адаптивные варианты (электронные репринты, например). Преимущество PDF-версий изначально было в возможности скачать и почитать в оффлайн. Однако с развитием мобильного интернета проблема доступности в онлайне уже не так актуальна. При этом попробуйте почитать PDF статьи из научного журнала со смартфона, чтобы понять какова эффективность данного формата представления контента для 40% аудитории.
  5. Впрочем, в разных регионах по-разному. И если вы таргетируете свое сообщение, например, на врачей Пермского края (72% десктопного трафика), то там такой формат вполне приемлем. По крайней мере, пока.
Darya Zarubina | April 8, 2018
Все данные приведены на основании распределения 895 000 визитов за период Январь-Декабрь 2016г. и 3 245 000 визитов за период Январь-Декабрь 2017г. портала medvestnik.ru (Google.Analytics, Яндекс.Метрика, IO Analytics).